Ростовский звон

29 ноября 2022

В выходные на уроке по колокольному звону дети тренировали Ростовский звон.

Немного из истории:
В Ростове Великом* все пропитано историей и искусством. В центре города находится белокаменный кремль – архитектурный ансамбль XVII века. Его создание связано с именем митрополита Ионы Сысоевича – выходца из крестьян, человека огромной культуры и тонкого художественного вкуса. В 1664 году он возвратился в Ростов из Москвы после непродолжительного исполнения обязанностей местоблюстителя патриаршего престола. Иона хорошо знал историю и традиции ростовской архитектурной школы. Многое он увидел и по-новому оценил в столице, а потому приступил к возведению своей резиденции решительно, но осторожно. Осторожность была продиктована эстетическим тактом к уже существовавшему архитектурному стилю центра Ростова. К этому времени на главной площади города уже красовался великолепный Успенский собор. Дело двигалось быстро. Уже 1690 году, то есть всего за какие-то четверть века, возникли надвратная церковь Воскресения, церковь Иоанна Богослова, Григория Богослова, Спас-на-Сенях. Появились круглые и прямоугольные башни; мощные стены опоясали территорию – и ансамбль практически был создан. История создания Ростовского кремля* неотделима и от имени Петра Ивановича Досаева – каменщика, проектировавшего и возводившего его. Также город знаменит известными во всем мире Ростовскими звонами. Ростовские колокола отливались с большой тщательностью. Для их размещения по приказу Ионы Сысоевича соорудили соборную звонницу* (1682-1687 годы). Звонница имеет от пролетов звона до земли сплошные пустоты, что является прекрасным резонатором. Близость к озеру также усиливает ее акустические достоинства. Звон колоколов, как говорили старожилы, раньше можно было услышать на расстоянии восемнадцати километров. Сначала звонница была трехпролетной. Через несколько лет после завершения строительства к северному ее торцу пристроили четвертый высокий пролет для самого большого колокола весом в две тысячи пудов – 32 тонны, отлитого мастером Флором Терентьевым в 1681 году и носящего имя «Сысой». Назван этот колокол был так в честь отца митрополита Ионы Сысоевича. Всего на звоннице было укреплено 13 колоколов.

Вот их имена: «Полиелейный» (весит 1000 пудов – 16 тонн, отлит в 1683г. мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном), «Лебедь» (весит 500 пудов – 8 тонн, отлит в 1682г. Филоппом Андреевым), «Голодарь» (весит 171 пуд – 2,7 тонны, перелит в 1856г. Так называется потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам), «Баран» (весит 80 пудов – 1, 28 тонны, отлит в 1654г. мастером Емельяном Даниловым). Следующие колокола меньшего веса имеют названия: «Красный», «Козел», остальные – без названия, кроме двух небольших «Зазвонных» — первого и второго. На восточной стене собора висел маленький колокол «Ясак», которым давали знак звонарям о начале звона.

Все колокола славились свей мелодичностью и замечательно стройным подбором тона. Ноты трех больших колоколов составляют приятный мажорный аккорд. Остальные колокола (за исключением «Голодаря») гармонируют с первыми, есть лишь небольшие уклонения от идеального тона. Специалисты считают, например, что если «Сысой» чуть-чуть подточить, то «до» большой октавы, издаваемое им, будет абсолютным.

Только природным даром подлинного гения можно объяснить изумительные результаты труда русских умельцев-литейщиков, которые, не зная ни законов механики, ни формул высшей математики, еще только готовя форму для литья, опоку, точно представляли, как будет звучать отлитый колокол.

Интересно и как крепились колокола. Известно, что язык «Сысоя», весящий около полутора тонн, укреплен был сначала на моржовой жиле, а потом на специально выделанном сыромятом ремне, который оборвался в 1923 году. В то время не было возможности найти ему соответствующую замену, и язык укрепили на металлическом стержне и подтянули несколько выше. После этого удар языка стал приходиться не в музыкальное кольцо колокола, а несколько выше. Это ослабило силу звука, несколько изменило его тон, вызвало скрипы.

На колоколах исполнялись звоны – различные музыкальные мелодии, имеющие каждый свое название: ионийский, георгиевский (он же егорьевский), акимовский, будничный, ионофановский, красный, калязинский и другие. За исключением будничного, исполнять звоны должны не менее пяти звонорей.

Еще в 19 веке знаток музыки прошлого Аристарх Александрович Израилев, чтобы сохранить звоны, сделал их нотную запись и изготовил камертоны, в точности воспроизводящие звук каждого колокола. После этого на камертонах исполнялись все звоны. Камертоны Израилева экспонировались на всемирных выставках в Париже и Филадельфии. Аристарх Израилев — автор ионофановского звона. Для его исполнения потребовалось добавить к имеющимся колоколам два колокола небольшого веса, что и было сделано. И так с последней четверти 19 века на звоннице висят 15 колоколов. Описание старинных звонов Ростова, их нотная запись были опубликованы Израилевым в 1884г. в брошюре «Ростовские колокола и звоны». Многих композиторов интересовали ростовские звоны, некоторые включали их в свои произведения. М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов использовали в своем творчестве русские звоны, а из писем, изданных в Париже в 1869г. Гектором Берлиозом, можно узнать, что он приезжал в Ростов слушать колокола и звоны. История и народная память сохранили до наших дней имена старых музыкантов-умельцев, подлинных виртуозов колокольного звона: Сергея Флегонтовича Урановского, Федора Тихоновича Балмасова, Ильи Александровича Федорова, Вячеслава Герасимовича Мельницкого. Мельницкий В.Г. с юных лет, всю жизнь был звонарем. За искусное исполнение колокольного звона был награжден большой золотой медалью.
В середине 20 века на фирме грамзаписи «Мелодия» была выпущена пластинка «Ростовские звоны», а городской кремль стал частым местом съемок кинофильмов. Там снимались эпизоды картин «Война и мир», «Иван Васильевич меняет профессию» и т.д.

Разделы Сообщение


    Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».