Поступайте как чада света…, назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными (Еф. 5;8,19)
Церковное пение — не просто, да и не столько искусство, сколько сердце молитвы: вознесенные в самой прекрасной художественной форме слова благодарности и покаяния, соединяющие сердца верующих, обладают особой силой. «Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Цареви нашему, пойте!»
Сегодня в рубрике «Люди нашего храма» мы расскажем историю одной из струн нашей церковной «псалтыри» — Ирине, певчей хора, обладательнице проникновенного сопрано.
Ирина выросла в Красногородске Псковской области, а когда окончила школу, поняла, что ее профессией будет музыка, и поступила в музыкальное училище в Пскове. «Время было сложное, на маму не приходилось расчитывать. Я знала, что девочки из училища работают певчими, и решила попробовать себя в этом», — вспоминает она начало своего пути. Псков — город с богатейшей историей и множеством древних храмов, выбор был большой, и везде требовались хоры. Так Ирина стала делать свои первые шаги в церковном пении: с бабульками-певчими, на слух перенимать от них молитвенные распевы. Со временем уже молодежь хора стала потихоньку приносить ноты и осваивать их.
Тогда же, как считает Ирина, пришла и осознанная вера: «Я из верующей семьи, но, как бы ни хотелось иначе, путь мой не был прямым. Мы с сестрами и бабушкой ходили в церковь по всем праздникам и воскресным дням, но бабушка нам ничего не рассказывала, и даже о том, как происходит исповедь, я узнала, уже когда сама пришла в храм». И именно через пение на клиросе появился интерес к церкви: «Проникаешься тем, что делаешь, хочешь узнавать об этом больше: что мы поем, какие тексты? Так началось самообразование, в основном через книги».
Четыре года на клиросе пролетели, потом Ирина перешла петь в центральный — Троицкий кафедральный Собор, а скоро она поняла, что хочет расти в музыке дальше и поступила в Санкт-Петербургскую Консерваторию на направление «Этномузыколог»: «Я теоретик, который знает музыкальную грамоту, музыкальную литературу, но при этом и исполнитель: освоила фортепиано, балалайку, гусли, народную скрипку». Ирина с воодушевлением вспоминает атмосферу консерватории, свой горячий интерес к эстонской народной музыке, экспедиции сокурсников в разные уголки страны для собирания народных традиций, сопровождаемых музыкой — и свадебных торжеств, и поминальных причитаний…
Но вместе с этим интересом Ирина стала ощущать, что духовное пение стало неотъемлемой частью её мира: «В какой-то момент я поняла, что уже не могу без этого обходиться, просто приходить в храм на Литургию было как-то неспокойно: душа требовала участия». И скоро она возвращается на клирос: довелось петь в Путиловском храме на Кировском заводе, в Новодевичьем монастыре, в Кронштадте, в Рождественском на Пискарёвке, и, наконец, путь привел Ирину в церковь святого Александра Невского в Романовке.
«Я попала сюда через матушку Валерию. Меня тогда удивило, что отец Михаил имеет такое же имя, как мой дедушка — он тоже Михаил Дорожкин. А матушка, как и я, училась в Псковском музыкальном училище, у того же учителя и на том же отделении. Эти ниточки очень связывают и создают уют», — рассказывает Ирина.
«Для меня очень важно участие в богослужении в качестве активного творца. Сосредоточенность на происходящем, абсолютное понимание службы благодаря чтению текстов во всех книгах (ведь без них не всегда получается разобрать на слух даже знакомые тексты, когда они поются), концентрация внимания на всех деталях: возгласы, чтения, передвижения по храму, незримая связь между клиросом и алтарём: всё это — часть особой жизни певчих», — отвечает Ирина на вопрос о том, чем отличается восприятие богослужения с высоты хора.
«Само действо мы видим по-другому, и эту тайну в алтаре», — размышляет дальше она: « А еще мне очень нравится смотреть на прихожан, отмечать новых или уже знакомых».
Так случайно, через наблюдение за одной из прихожанок еще в Рождественской церкви, дал ростки другой важный интерес в жизни Ирины: спустя время, как-то встретившись с ней лицом к лицу в храме, она вдруг поняла, что знакома с этой девушкой. Они разговорились, нашли общий интерес к педагогике, дети их подружились и впоследствии стали первоклассниками в новой Ириной школе.
«Всё началось с того, что я хотела оставить детей на семейном образовании. Стала просматривать методики, но ни одна из них мне не нравилась, и потом я нашла то, что оказалось мне близко — программу Русской Классической школы, которая корнями уходит еще в дореволюционную эпоху». Ирина нашла единомышленников, получила дополнительное педагогическое образование и с 2017 года стала развивать свою школу, взяв за основу эту методику, которая понравилась ей своей гармоничностью, религиозной ориентированностью.
«После 80-х годов образование перевернулось, ушло в научную структуру, с детьми стали больше общаться как со взрослыми. Но к ним нужен другой подход. Русская Классическая школа отличается тем, что у нее — природо-сообразный подход, мы ориентируемся на возраст, возможности, психологию ребенка, на то, что он способен взять, как ему это правильно рассказать, опираясь на образное и тактильное восприятие. Мы все числа перебираем руками, вплоть до 3 класса работаем с палочками», — с горячим интересом к делу рассказывает Ирина.
Кроме функции руководителя и организатора, преподавания блока начальных классов, Ирина также погрузилась в биологию, историю: «Мне очень нравится, что курс истории опирается на христианское мировоззрение, повествует о разных народах древности, помогая ученикам проследить связь времен и событий».
А еще Ирина преподает нашим деткам калиграфию, которая, лежит в основе программы начальных классов в ее школе: «Это оздоровительный метод письма. Шариковая ручка слишком легко скользит, первоклашке с ней трудно справиться, а перьевое письмо расслабляет, воспитывает эстетический вкус, совсем по другому раскрывает слово, а главное — оно неспешно, осознано, чего так не хватает детям сейчас».
На вопрос о том, как Ирина всё успевает — ведь дома большая семья: муж и трое детей, и ездить в храм приходится издалека, она отвечает: «Конечно, я не успеваю, спасибо мужу за помощь — и с детьми, и в других заботах. А ещё у меня есть принцип: если передо мной стоит выбор между храмом и чем-то другим — я всегда выбираю храм, потому что уверена, что именно так всё обязательно сложится и будет так, как надо. И в этом я вижу Божье чудо. Надо меньше беспокоиться, больше Ему доверять. Я всегда чувствую Его тепло и помощь».
Ирине еще многое хочется реализовать из задуманного: переехать в помещение по-просторнее, чтобы для всего хватало места, включить в программу новые нужные предметы, как, например, «Эмоциональный интеллект», помогающий детям управлять своим эмоциональным состоянием, и вообще, дать ученикам как можно больше полезного, доброго.
Она мечтает, чтобы хор нашего храма рос и развивался, а мы вскоре услышали новые торжественные произведения, вместе радовались этому, и приходя в храм, чувствовали умиротворение, успокоение и надежду. Мы верим, что все эти планы обязательно поможет воплотить всемогущая Божья рука.